Питомник южнорусских овчарок «КРЫМ АК-КАЯ» logo 04 № 03/2003
logo

  Симферополь

  

     

     Владелец / заводчик
   Инна Селезнёва

     +7-978-860-46-54

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

Site best viewed in Google Chrome

Наши статьи в прессе

Инна Селезнева, Ирина Фурьянова . Южнорусская овчарка

Кинолог Мазалов (1929) делает предположение, что "южнорусская овчарка есть особый тип, выведенный из прежней группы овчарок". Вполне вероятно, что он имел в виду чабанских овчарок Крыма или, как их называли местные чабаны, - бараков. Кстати, название "барак" дошло до наших дней в легендах и преданиях крымских татар. Именно так называли чабаны своих белых лохматых помощников. Здесь необходимо коснуться вопроса о происхождении крымских татар, который довольно продолжительное время трактовался неправильно и совершенно необъективно. Не вдаваясь в подробности, отметим, что в процессе формирования этого народа (этноса) приняли участие нетюркоязычные (потомки древнего населения Крымского полуострова, ассимилированные более поздними племенами, сарматы, аланы, византийцы и др.) и тюркоязычные (гунны, тюрко-булгары, племена Хазарского каганата, печенеги, кыпчаки и др.) народы. Крымские татары создали яркую и своеобразную культуру. На полуострове они были непревзойденными овцеводами. Овцеводство в Крыму носило полукочевой характер и для охраны отар применяли "больших лохматых собак" (Кондараки В.Х., 1875). Известно, что вплоть до середины XIX века на одном только Чатыр-Даге кочевало до 35 отар, по несколько тысяч каждая. А ранее на Яйле паслось чуть ли не миллионное поголовье овец. И не только местных - с Украины, Молдавии пригоняли скот на летнее горное пастбище. Охраняли эти стада чабанские собаки. Косвенным доказательством принадлежности крымских чабанских собак - бараков к брудастой группе может служить предание, бережно передаваемое многими поколениями из уст в уста и любезно пересказанное нам Рустемом Сарыевым, потомком древнего рода овцеводов Тумба из Ай-Василя (Ялта). По его словам, бараки обладали таким "незаурядным умом", что им приписывали "человеческое происхождение": злой колдун, во владениях которого находилась яйла, разгневался за что-то на чабана и решил превратить его в собаку, сказав при этом: "чтобы никто никогда не увидел твоих глаз человеческих, они у тебя всегда будут закрыты (шерстью)".

 

Завод САНДЕРС, вл. Кудрявцевы С. и В. Сыграл большую роль в становлении Николаевской популяции породы
Завод САНДЕРС, вл. Кудрявцевы С. и В. Сыграл большую роль в становлении Николаевской популяции породы
ЮЖДИН ЛАВ ТА ИЛЬ, вл. Фурьянова о.: Стенька Разин из Славии; м.: Услада из Славии
ЮЖДИН ЛАВ ТА ИЛЬ, вл. Фурьянова о.: Стенька Разин из Славии; м.: Услада из Славии

Но самое яркое описание чабанских собак принадлежит перу популярного писателя Е.Л.Маркова (1835-1903). Благодаря наблюдательности, научной добросовестности и честности Маркова, многие из описанных им фактов являются ценным историческим и этнографическим материалом для исследователей: "Далекий голос, относимый ветром, ответил, наконец, на взывание чабана. В это время мы были уже охвачены целым стадом собак. Лохматые белые псы, высокие и худые, заливаясь неистовым лаем, кружась и прыгая, и грызя землю, рвались на нас через каменную насыпь, за которой мы стояли вместе с лошадьми, сбившись в тесную кучку... Чабаны прибежали очень скоро и еще издали разогнали собак криком и свистом; но волнение их еще долго не успокаивалось. Когда мы двинулись к землянке, страшные псы шли кругом нас рыча, глухо воя, вытягивая свои кровожадные морды и враждебно обнюхивая нас и лошадей наших. Они покорились воле хозяев, скрепив сердце и, казалось, до последней минуты ждали сигнала бросится на нас и растерзать как зайцев... Собаки - главные спасители стад и людей. Чабанская собака в одиночку душит волка; на вид они не особенно огромны, только необыкновенно свирепы; они на высоких ногах, поджары, лохматы и с очень длинными челюстями; почти все белые, а глаза словно кровью налитые. При свирепости и силе своей пастушьи собаки чрезвычайно умны. Они умеют сами раскидывать цепь вокруг стада, отрезать волку дорогу, собираться сразу на один пункт; по голосу хозяина они узнают даже оттенки его воли и слушаются его, несмотря на свою дикость, как учителя благонравные ученики". (Марков Е.Л., 1866). Это описание крымских бараков, разводимых и очень высоко ценимых чабанами. Могли ли они стать родителями южака? Да, помимо преобладающего белого окраса, сходство по фенотипу бесспорное. Писатель очень точно подметил и характерные породные черты поведения - острый слух, отличное чутье, способность быстро оценивать ситуацию и самостоятельно принимать решения, а главное - беспрекословное подчинение хозяину.

АССОЛЬ Племенной завод
АССОЛЬ Племенной завод
НЕРОН САНДЕРС Племенной завод
НЕРОН САНДЕРС Племенной завод
ДАГНИЯ (в девятилетнем возрасте), вл. Касоева О. Основательница кровной группы крымских южаков
ДАГНИЯ (в девятилетнем возрасте), вл. Касоева О. Основательница кровной группы крымских южаков

 


Попробуем теперь разобраться, как и когда эти собаки попали в Асканию-Нова. Имение Аскания-Нова начало создаваться в 1828 г. герцогом Ангальт-Кетенским на землях, ранее принадлежавших Крымскому ханству. А обстановка в "новых землях" Российской империи была такова, что после присоединения Крыма хлынула большая волна эмиграции крымских татар в Турцию и продолжалась небольшими группами до сер. XIX в. Многие остались без работы, поэтому вынуждены были искать ее у новых хозяев. Возможно, еще тогда чабаны со своими собаками стали наниматься в хозяйство Ангальт-Кетенского. В 1856 г. имение было продано таврическому помещику Ф.Фейну, дочь которого вышла замуж за сына помещика Фальца, и семья получила фамилию Фальц-Фейнов. Именно Фейн, а позднее его потомки, обратив внимание на ценнейшие рабочие качества бараков, начал работу над усовершенствованием породы. О том, что крымские татары жили и работали в имении, свидетельствуют тюркские названия кошар в Аскании-Нова: Джембек-сарай, Табунчийский сарай, Шокарев сарай, Кураева кошары, а также название колодца - Алтазин колодец. Второе название Аскании-Нова - Большие Чаплы является калькой тюркского названия этой местности - Уълкен Чоъпли - Большое заросшее озеро (Бушаков В., 1980).


Очень ценным свидетельством в решении вопроса о происхождении породы представляется подпись под фотографией, помещенной в книге Вольдемара Фальц-Фейна "Аскания-Нова" (Falz-Fein, 1930). На ней изображены опустившийся на колено чабан и две южнорусские овчарки. Подпись "Shafpudel, genannt Baraki)" означает "Овчарки (шафпудель, называемый бараки)". Слово "бараки" - русская форма множественного числа от "барак". Ясно, что Фальц-Фейн привел местное, известное в Аскании-Нова название овчарки (Бушаков В., 1992). Так эту породу несомненно называли крымские татары. Тюркское слово "барак" имеет значения: "овчарка", "собака с лохматой и длинной шерстью" и "волосатый, мохнатый, лохматый". Это древнее слово привел в своем знаменитом "Словаре тюркских языков" Махмуд Кашгарский (XI в.). У него слово "барак" значит "собака с лохматой и длинной шерстью, отличающаяся необычайной стремительностью и ловкостью, считается лучшей среди охотничьих собак" (Бушаков В., 1992). В начале XX столетия порода приобретает широкую известность - ее представителей демонстрируют на выставках за границей. В это время еще нет единого названия - то чабанская, то степная, то русская, то южнорусская. Казалось, что породу ждет большое будущее, но исторические катаклизмы сказались и на ней. Имение Аскания-Нова было разграблено и разорено. И только когда порода оказалась на грани исчезновения, состоялась выставка в Киеве, на которую были привезены чудом сохранившиеся собаки. Эксперты не только признали, что эти собаки принадлежат к породе, десятилетиями селекционируемой на юге государства, но приняли решение именовать ее "южнорусской овчаркой". Такое решение о названии породы связано с тем, что территория юга Украины до 1917 г. входила в состав могущественной в те времена Российской империи, а все понятия, связанные с этим регионом, значились "южнорусскими". (У В.П.Семенова-Тянь-Шанского - "южнорусское шелководство, южнорусское рыболовство, южнорусское овцеводство" и т.д. - авт.).


В 1931 г. вышел первый стандарт породы - "Отличительные признаки ЮРО". Известный ученый-зоотехник академик М.Ф.Иванов (1871-1935), работая в Аскании-Нова, большое внимание уделял овчаркам, считая их аборигенными. В своей книге по овцеводству, опубликованной в 1935 г., Иванов приводит 3 фотографии аска-нийских собак, под одной из которых стоит подпись южно-украинская овчарка". Только таким образом умнейший и осторожный человек в те смутные годы репрессий мог выразить свое мнение о происхождении породы. Кстати, из последующих переизданий этой работы фотографии были изъяты и заменены рисунками. (Чтобы больше ни у кого и никогда вопросов и сомнений не возникало! - авт.).


В 1933 г. в г. Джанкое создается племрассадник ЮРО. За короткий период опытным селекционерам удается образовать несколько линий, потомки которых успешно использовались в колхозах Крыма и Украины. И уже на первой выставке ЮРО, проводимой в 1939 г. в Симферополе, были показаны собаки, не уступающие овчаркам дореволюционного периода. А на всесоюзных сельскохозяйственных выставках 1938-1940 гг. в Москве крымские питомцы неизменно занимали высокие места. Во время второй мировой войны для породы вновь настали тяжелые испытания. Украина и Крым оказались в эпицентре боевых действий. Собаки гибли, не покидая охраняемых постов. Свидетели тех страшных событий вспоминают: южаки настолько самоотверженно охраняли вверенные им объекты, что при приближении фашистских танков смело бросались на них в атаку. После войны порода во второй раз оказывается на пороге Красной Книги. И только в 50-х годах началась работа по ее восстановлению. А поскольку основное поголовье южнорусских овчарок Крыма и Украины погибло во время войны, а лучшее племенное ядро Джанкойского племрассадника (вывезенное на ВДНХ из Крыма перед войной) осталось в России, центр разведения переместился в Москву. Восстановлением породы занимались как российские, так и украинские кинологи. И сейчас южнорусской овчарке уже ничто не угрожает. Она приобретает былую славу на своей исторической родине - Украине, а лучшие ее представители становятся украшением самых престижных выставок международного ранга.


В настоящее время южнорусская овчарка зарегистрирована в FCI под №326 (дата регистрации 16.09.96). Но остается невыясненным вопрос: на каком основании в графе "Происхождение" числится Россия? Проведенное историко- лингвистическое исследование доказывает многовековое, обособленное развитие породы, которая поддерживалась чабанами "методами народной селекции". А впоследствии обратила на себя внимание специалистов и была направлена в русло плановой племенной работы на землях Украины.

 

КИНОЛОГИЧЕСКИЙ СОЮЗ УКРАИНЫ. Официальный сайт  
Мы в проекте "Я люблю Украину"